Организации, использующие вторсырье, могут получить преференции в госзакупкахДепутат Госдумы Татьяна Алексеева уверена, что заказчики при осуществлении госзакупок должны предоставлять преимущества компаниям, использующим вторичное сырье для производства товаров, в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Исключение составят случаи закупки у единственного поставщика. Конкретный перечень товаров, производители которых получат преференции, должно будет установить правительство. Такой законопроект1 поступил в нижнюю палату парламента.

Предполагается, что в случае, если победителем конкурса будет признана организация, использующая вторичное сырье, контракт по требованию победителя заключат по предложенной им цене с учетом преимущества, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о закупке. В настоящее время аналогичные льготы в госзакупках имеют, например, организации инвалидов, а также учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (ст. 28-29 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Одновременно Татьяна Алексеева предлагает закрепить в законодательстве понятия вторичных материальных ресурсов и вторичного сырья. В частности, под последним планируется понимать однородную и паспортизованную часть вторичных материальных ресурсов, образованных из собранных, накопленных и специально подготовленных для повторного хозяйственного использования отходов производства и потребления или продукции, отслужившей установленный срок или морально устаревшей.

Новые правила могут вступить в силу с 1 января 2018 года.

Автор законопроекта поясняет, что государственная политика сегодня подразумевает стимулирование производителей ко вторичному использованию сырья. В частности, установлена обязанность производителей утилизировать определенные товары после утраты ими потребительских свойств (аккумуляторы и батарейки, шины, покрышки, пластмассовая упаковка, ноутбуки и планшеты, электронные книжки, многая бытовая техника и т. п.). В противном случае предприниматель будет вынужден уплатить экологический сбор (п. 3, п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Но, по словам депутата, для реализации этой задачи в России недостаточно развита отрасль по переработке отходов из-за отсутствия экономической заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Татьяна Алексеева надеется, что предлагаемые поправки будут способствовать развитию этой отрасли и обеспечат устойчивый рынок сбыта вторсырья.